• Тел.: 8 (351) 263-67-62, 263-46-31, 727-76-66
  • Е-mail: minobr@gov74.ru
[Версия для печати]
Дата принятия: 02.12.2015
Номер: б/н
Тип: Консультации учёных
Название: Развиваем внимание вместе: три совета педагогам и родителям
Текст:

Корнилова Ксения Валерьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольного образования

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный

технический университет им. Г.И.Носова»

 

Развиваем внимание вместе: три совета педагогам и родителям

Внимание – психический процесс, сопровождающий все виды деятельности дошкольника, а в особенности образовательную. Еще до школы ребенок может научиться быть внимательным, а значит не допускать лишних ошибок. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать! Ребенку младшего дошкольного возраста это сделать еще трудно. И главными помощниками здесь станут педагоги, родители и окружающая его среда.

Совет 1. Используйте возможности дидактических игр в развитии внимания у дошкольников.

Начиная с 3-4 лет ребенок с удовольствием играет в дидактические игры, где он не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все виды образовательной деятельности, осуществляемые в дошкольном учреждении.

Предлагаем использовать комплекс дидактических игр, разработанный с учетом авторских рекомендаций А.А. Осиповой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А. Урунтаевой, Л.В. Черёмушкиной [3].

Для описания комплекса нами были использованы следующие дидактические игры (таблица).

 

 

Таблица – Комплекс дидактических игр для развития внимания у детей младшего дошкольного возраста

Название

Цель

Оборудование

Инструкция

 

«Исключение лишнего»

Развитие мышления и объема внимания

Карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных

Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие»

 

«Чей это дом?»

Развитие наблюдательности

Рисунок с изображением домов и людей

Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома»

 

«Найди дорожку»

 

Развитие произвольного внимания

Бланк с изображением простого лабиринта, карандаш

Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке. Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель»

 

 

«Найди двух одинаковых животных»

 

Развитие внимания

Рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)

Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных: «Посмотри внимательно на рисунок. Необходимо найти среди всех мышек одинаковых»

 

«Кто внимательнее?»

 

Развитие объема внимания, наблюдательности

Картинки с изображением разного количества звезд

Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов:

«Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор»

                 

 

Совет 2. Для повышения уровня развития внимания у младших дошкольников учитывайте возрастные особенности детей и рекомендации по организации дидактических игр в дошкольном учреждении.

1. Содержание и характер деятельности, которую организует педагог дошкольного учреждения, определяют пути и средства организации внимания детей. Выбор приемов организации зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Воспитатель должен учитывать особенности внимания того контингента детей, с которым он работает. При организации своей работы должен опираться на следующие положения: чем младше дети, тем короче должны быть занятия, требующие сосредоточения. В младшей группе длительность занятий составляет 10-15 минут.

2. Интеллектуальная активность детей в процессе занятий является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, психологии и гигиены. Поскольку у детей сильнее развито непроизвольное внимание, воспитатель должен опираться на него в своей работе. Причем в процессе работы он должен давать такие задания, которые требуют от детей и произвольного внимания.

3. Сохранению внимания детей способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение дня. Это позволяет избежать однообразия и скуки, которые притупляют интерес детей к работе, снижают их внимание. Рациональное чередование видов деятельности способствует поддержанию устойчивого внимания.

4. Образовательная деятельность не должна быть излишне интенсивной, требующей максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре), поскольку в процессе последующей деятельности дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление. Это, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности. Нельзя на одном занятии вводить сразу 3-5 новых компонентов.

5. При организации дидактических игр на развитие внимания воспитателю (педагогу), психологу необходимо учитывать индивидуально-физиологические возможности детей младшего дошкольного возраста [1]:

  • ребенок младшего дошкольного возраста способен сосредоточиться на очень короткое время. Внимание его подвержено значительным колебаниям;
  • внимание ребенка младшего дошкольного возраста легко ослабевает. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает внимание ребенка от деятельности;
  • внимание привлекается ярким, сильным, неожиданным раздражителем. Ребенок младшего дошкольного возраста не в состоянии правильно управлять своим вниманием;
  • не владея вниманием (оно еще не достигло уровня произвольной психической регуляции), ребенок не в состоянии переключать его по своему усмотрению с одного объекта на другой;
  • чем младше дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, с которыми к ним обращается взрослый. Слова взрослого не привлекают их внимания или привлекают частично. Внимание детей легче сосредоточивается на ярких, привлекательных предметах. Слова же взрослого лишь сопровождают наглядно воспринимаемые ребенком предметы.

Совет 3. Реализуйте требования к оформлению предметно-развивающей среды с учетом ее потенциала для развития внимания.

В ФГОС дошкольного образования отмечено, образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия [4].

По мнению ряда авторов, развивающая среда должна строиться с учетом специальных принципов [2]:

  • сочетание таких показателей как статичность (отбор специальных предметов обстановки, организующих пространство ребенка) и подвижность (смена функциональных наборов специальных предметов), доступность;
  • гибкость размещения и возможность свободного перемещения оборудования, предметов по групповой комнате, в холле, в специальных групповых помещениях ДОО;
  • комфортность развивающей среды с учетом потребностей ребенка, т.е. отсутствие жесткого пространственного разграничения и возможность свободного движения ребенка;
  • эффект объединения открытости (открытость природе, игровым традициям дошкольного детства, сказкам и разнообразным досугам и т.д.) и закрытости (автономность личности ребенка в дошкольном учреждении) пространства;
  • положительное воздействие окружающей среды на внимание ребенка через отбор специального оборудования и разнообразных предметов;
  • привычные условия работы: если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
  • создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его.

Таким образом, используя все указанные выше положения, педагоги и родители создадут возможность целесообразного и эффективного развития внимания каждого ребенка.

Надеемся, что наши советы помогут Вам достичь профессиональных успехов, а детям – научиться быть внимательными и радовать родителей и педагогов своими достижениями!

 

  1.  

 

Список использованных и рекомендуемых источников

  1. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников / И.Л. Баскакова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2012. – 64 с.
  2. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2012. - 457 с.
  3. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск, 2010. – 347 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  [электронный ресурс] //http: минобрнауки.рф.pdf.