• Тел.: 8 (351) 263-67-62, 263-46-31, 727-76-66
  • Е-mail: minobr@gov74.ru
[Версия для печати]
Дата принятия: 01.12.2015
Номер: б/н
Тип: Консультации учёных
Название: Государственно-общественное управление как инструмент эффективного социально-образовательного партнерства
Текст:

 

Селиверстова Ирина Анатольевна, канд. пед. наук, и.о. зав. кафедрой управления дошкольным образованием ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

Государственно-общественное управление как инструмент эффективного социально-образовательного партнерства

Государственно-общественное управление образованием понимается как ответственное взаимодействие в управлении образованием различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители образовательных учреждений), и различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

В качестве главной цели государственно-общественного управления рассматривается обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных субъектов.

Задачи государственно-общественного управления образованием:

-     вовлечение общественности в процессы формирования и реализации образовательной политики;

-     повышение эффективности государственной политики в области образования;

-     удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;

-     реализация прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.

Сегодня на основе Закон РФ «Об образовании» сформирована федеральная и региональная нормативная база, необходимая для расширения общественного участия в управлении как системой образования, так и отдельными образовательными учреждениями.

Однако, процесс развития государственно-общественного управления образованием на уровне отдельного образовательного учреждения сопровождается определенными затруднениями. Причины этого кроются зачастую в недостаточно высокой оценке руководителями ДОУ общественного ресурса для развития учреждения и совершенствования образовательной политики, а также неумении заинтересовать родителей в участии в этом процессе.

Устав любого детского сада предполагает наличие в ДОУ органов родительского соуправления. Наиболее распространенными формами соуправления являются Родительский комитет группы, Совет детского сада, Попечительский совет, педагогический совет, родительское собрание и др.

В положениях о создании органов дошкольного соуправления четко обозначены те функции, которые они должны выполнять. В качестве основных функций можно выделить следующие:

-     совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования в ДОУ;

-     участие в развитии воспитательного процесса в ДОУ;

-     привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития ДОУ;

-     совершенствование материально-технической базы ДОУ;

-     защита прав и интересов основных участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, сотрудников ДОУ);

-     решение конфликтных вопросов с участниками образовательного процесса.

Вместе с тем, в работе детских садов наблюдается ситуация когда функции советов и комитетов детского сада нечетко распределены, а различные органы соуправления взаимно участвуют в деятельности друг друга, поэтому их функции не всегда ясны для родителей. По мнению родителей, каждый из вышеперечисленных органов соуправления имеет определенную доминирующую функцию: попечительский совет защищает права и интересы воспитанников, а также участвует в управленческой деятельности ДОУ; совет детского сада занимается организацией различного рода мероприятий для детей и оказывает помощь в благоустройстве; наиболее же часто называемой родителями функцией родительского комитета является сбор средств на нужды группы. Родители соуправление в ДОУ связывают в основном с двумя видами деятельности: помощь в организации мероприятий и финансовая поддержка (привлечение средств, контроль за их распределением и др.).

В ДОУ действуют различные структуры государственно-общественного управления, но все они выполняют главную задачу – обеспечивают открытость образовательной системы, постоянную внешнюю оценку, своевременное разрешение проблем дошкольного образовательного учреждения.