• Тел.: 8 (351) 263-67-62, 263-46-31, 727-76-66
  • Е-mail: minobr@gov74.ru
[Версия для печати]
Дата принятия: 13.03.2017
Номер: б/н
Тип: Методические материалы
Название: О типичных нарушениях в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения подготовки водителей автомототранспортных средств в 2016 году
Текст:

 

 

О типичных нарушениях в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения подготовки водителей автомототранспортных средств в 2016 году

С целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденным Министром образования и науки Челябинской области              29 октября 2015 года и согласованным с прокуратурой Челябинской области, предусмотрено 16 проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных (далее по тексту – образовательная организация).

Специалистами отдела государственного надзора и контроля были проведены проверки в отношении 19 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей. Их них: 15 плановых проверок (отменена проверка ЧОУ Автошкола «555» ввиду реорганизации образовательной организации) и 4 внеплановые проверки (по обращению граждан).

В целях информационной и методической поддержки образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере образования Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области по результатам анализа итогов проведения плановых и внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, информирует.

В ходе проведенных проверок в деятельности образовательных организаций выявлено 151 нарушение, в том числе: 128 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования; 4 нарушения (20%) правил оказания платных образовательных услуг; 14 нарушений (70%) правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации;            5 нарушений (25%) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

Наиболее распространенными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, являются:

- отсутствие закрепления в Уставе образовательной организации, в локальном нормативном акте о приеме в образовательную организацию обязанности образовательной организации ознакомить слушателей и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних слушателей с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся образовательной организации – 50% проверяемых организаций;

- нарушение в части создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а именно – в образовательной организации не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений закрепляет состав комиссии, противоречащий требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования – 40% проверяемых организаций;

- нарушениев части закрепления в Положении о порядке приема, перевода, отчисления обучающихся процедуры возникновения образовательных отношений, противоречащей требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования, а именно – приказ о зачислении издан раньше заключения договора об оказании платных образовательных услуг и (или) даты подачи заявления о приеме в образовательной организации – 35% проверяемых организаций;

- нарушение в части отсутствия в образовательной организации локальных нормативных актов по основным вопросам организации                    и осуществления образовательной деятельности – 35% проверяемых организаций;

- нарушение в части правил оказания платных образовательных услуг,      а именно – содержание договоров не указывает необходимый и достаточный объем сведений в соответствии с законодательством – 20% проверяемых организаций;

- нарушение в части отсутствия в образовательной организации формы документа об обучении, утвержденной приказом образовательной организации – 20% проверяемых организаций;

- нарушение в части выдачи образовательной организацией документа     о квалификации, а именно свидетельства о профессии водителя, с неверным указанием реализуемой программы – 15% проверяемых организаций;

- нарушение в части закрепления в Уставе образовательной организации обязанности образовательной организации ознакомить слушателей и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних слушателей           со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения – образовательная организация реализует образовательные программы, не подлежащие государственной аккредитации – 15% проверяемых организаций.

По результатам плановых проверок организациям направлены обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в 15 организаций (100% от числа проверенных).

С целью соблюдения лицензионных требований специалистами отдела лицензирования образовательной деятельности Управления по надзору и контролю в сфере образования в 2016 году проведено 25 плановых

В ходе проведения плановых проверок нарушения лицензионных требований были выявлены в 18 организациях (72% от общего количества проверенных организаций).

Лицензионные требования определены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966.

Всего в ходе проверок было выявлено 41 нарушение лицензионных требований. Наиболее распространенными и характерными являются нарушения предусмотренные пунктом 6 Положения о лицензировании подпунктами:

«з» - наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации – 60 % от выявленных нарушений;

«и» - наличие у профессиональной образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании    в Российской Федерации» - 55% от выявленных нарушений;

«в» - наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - 44% от выявленных нарушений.

Вместе с тем, пункт «в» части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года утратил силу и                             с ноября 2016 года не является лицензионным требованием.

Наибольший интерес и вопросы у организаций, осуществляющих образовательную деятельность, вызывают нарушения, предусмотренные пунктом «и» части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно отсутствие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В связи с этим Управление по надзору и контролю в сфере образования напоминает о порядке выполнения указанного лицензионного требования.

Частью 10 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – обучающиеся с ОВЗ).

При определении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, специальных условий для лиц с ОВЗ законодательством Российской Федерации предусмотрен Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309 (далее – Порядок).

Руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения, независимо от наличия обучающихся с ОВЗ, должны быть созданы условия доступности объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 3 Порядка), а именно создание инвалидам следующих условий:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам,       с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 года, регистрационный № 38115).

Руководителям организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг        в соответствии с требованиями, определенным в пункте 4 Порядка.

Обращаем внимание, что частью 6 Порядка, предусмотрены меры для создания условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно, организации, предоставляющие услуги в сфере образования в арендуемых для предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.

Кроме этого, в случае отсутствия адаптированных образовательных программ и соответствующих условий для оказания услуги обучающимся с ОВЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна проинформировать заинтересованных лиц о возможности освоения программы профессионального обучения в иной организации, создавшей соответствующие условия.

Также организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг. Разделы паспорта доступности обозначены в пункте 8 Порядка.

Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, реализующим образовательные программы профессионального обучения, при создании условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309, также надлежит руководствоваться Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса.

В целях предупреждения нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования Министерство образования и науки Челябинской области рекомендует руководителям образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, принять меры по недопущению нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.

 

Тарасова Светлана Владимировна, начальник отдела

Чайкина Анна Михайловна, начальник отдела

Пашнин Александр Александрович, главный специалист